ДУХОВНЫЕ УЛОВКИ МАРЫ
Александра Штукатурова.
Недавно в дружеской беседе с одним преподавателем йоги мы обсуждали проблему человеческой лени. Я с грустью поведала моему собеседнику о том, что у меня это негативное качество смешивается ещё и с чувством вины, создавая тем самым благодатную почву для культивирования перманентной неудовлетворённости собой. «Вот, - говорю – часто думаю в конце дня, сколько всего могла сделать при максимально рациональном распределении своего времени! Но нет, тут отвлеклась, там слишком много внимания уделила не столь важному предмету, и всё – день-то прошёл. А ты сидишь и переживаешь вечером, давая себе в очередной раз самое честное-пречестное слово встать завтра в 5 утра и переделать все дела, которые считала себя обязанной выполнить сегодня». Послушав о моих недовольствах самой собой, друг мой рассказал нечто, что заставило меня взглянуть на проблему по-иному и даже перестать считать её проблемой.
Он рассказал, что во многих духовных текстах, в том числе и о жизни православных святых, описывается подобная ситуация. И такое чувство постоянной неудовлетворенности собой есть тонкая уловка, подготовленная определёнными силами. Эти слова натолкнули меня на некоторые размышления и привели к интересным выводам.
Чтобы обозначить заинтересованные в подобных уловках силы, я обращусь к буддизму, хотя аналогичные образы встречаются и во многих других духовных учениях. В буддизме существует божество по имени Мара. Всем хорошо известно, что мир наш является двойственным и иллюзорным. Мы видим вокруг лишь отражение собственного ума. Все из нас пользуются для познания этого мира двумя глазами, в уме накладывая картинку, которую видит левый глаз, на ту, которую видит правый, и безуспешно пытаясь воссоздать полное и ясное видение. Однако лишь единицы поднимают своё сознание на уровень третьего глаза – шестой чакры и видят мир недвойственными неущербным. Так вот, иллюзорность этого мира и есть вотчина Мары. А иллюзию это божество создает с помощью страстей и постоянных желаний людей. Проще говоря, все мы, находясь в этом материальном мире, находимся в юрисдикции Мары. Он старательно удовлетворяет страсти людей и изобретает всё новые желания, к получению удовольствия от реализации которых стремятся люди.
Мара искушал Сиддхартху Гаутаму всевозможными посулами наслаждений, стараясь отвадить его от Пути духовных поисков. Наверное, именно поэтому образ этого божества часто рисуется резко негативным. Однако здесь важно заметить, особенно последователям Учения Будды, что разделение любых существ или явлений на хороших и плохих является лишь результатом нашей фантазии. Категории добра и зла столь абстрактны, и мы пользуемся ими столь неразумно! Мы на все смотрим чисто субъективно через призму нашего ума, и определения понятий хорошо и плохо во многом зависят лишь от наших желаний. Поэтому ничего резко негативного существовать вне нашей фантазии физически не может. Значит, и Мара – не зло. Он – не зло, и не добро, он – существо, исполняющее свою Дхарму. У каждого существа есть определенная задача или предназначение на конкретное воплощение. С какой же целью во Вселенной воплотился Мара?
Когда-то очень-очень давно перед Космосом встала задача создания места для духовного развития душ. Таким образом, был создан наш материальный человеческий мир, где каждая вновь прибывшая душа получала осязаемое тело. Человеческий мир отличался от нижних миров тем, что существенно убавлял страдания воплотившихся в нёмсуществ, давая им возможность задуматься о некоторой эволюции сознания, которая помогла бы избежать возращения и неизмеримо долгого нового пребывания в мирах страданий. Также этот мир отличался и от божественных миров, потому как здесь по сравнению с ними было больше страданий, что уже само по себе наводило на мысль о том, что удовольствия невечны, а расставание с ними довольно болезненно. Таким образом, нужно стремиться к чему-то другому, более стабильному. Однако как создать эти страдания, столь необходимые для развития, как одним, так и другим? Вот здесь и вступает в игру наш знакомый. То ли Мара был специально создан божеством с такой миссией, то ли уже существовал и был назначен ответственным за создание страданий, мне неизвестно. Тем не менее выдумка его была просто гениальной – чтобы люди развивались, нужно заставлять их постоянно преодолевать себя. Для этого же нужно создавать им какие-либо препятствия – такие привязанности, отказ от которых был бы, как говорится, «прыжком выше головы». Что же здесь может быть лучше, чем дать людям удовольствия? Сначала немного удовольствия, а затем постоянное обещание этого удовольствия, маячившее на горизонте (страсти). Как только человек выбивается из сил, пытаясь реализовать свою страсть, и уже подумывает выкинуть её из головы и спокойно жить дальше, как ему дают еще немного удовольствия. Тут уж он конечно с новым вожделением рвётся вперед. Так вот, все эти удовольствия – это уловки. Уловки Мары, преодолев которые, можно выйти на новый уровень развития.
Среди этих уловок есть как материальные, так и духовные. Когда Мара видит, что человек развивается и постепенно становится не так заинтересован в материальном, ему приходится изворачиваться и придумывать кое-что потоньше. А как иначе? Надо же ему помогать людям идти выше. И тут есть ловушка, в которую так любят попадать практики йоги, особенно те, кто развивается не только сам, но и другим пытается помогать, например, преподаватели. Мара виртуозно поселяет в этих людях отчётливое удовольствие или чувство удовлетворения от их деятельности. Сегодня ты провел практику в зале для учеников, чувствуешь себя довольным собой. Завтра этого уже недостаточно, и ты садишься писать статью – удовлетворение собой возрастает. Послезавтра ты уже продумываешь структуру семинара, затем организуешь йога-выходные, скупаешь много книг по йоге и пытаешься прочитать их все и одновременно... И вдруг обстоятельства изменились, и ты опять всего лишь провел практику в зале или за 2 недели написал всего одну статью. Вот здесь иначинается чувство вины за неиспользованное время, чувство злости на себя, чувство неудовлетворенности.
С одной стороны, эти чувства должны мотивировать нас исправить положение, например, пересмотреть режим дня или свои привычки. Но с другой стороны, они могут довести нас до крайности и ввергнуть в уныние по поводу собственной никчёмности. А при таком умонастроении достаточно сложно продолжить процесс развития, пока вся печаль по данному поводу не будет испытана в полной мере. В этот момент как раз полезно нам вспомнить, что Мара(желая нам добра, безусловно) подсадил нас на удовольствие от собственной эффективности для общества. И страдаем мы от того лишь, что в собственном самомнении стали хуже, чем были несколько дней назад. Всего-то!Выход и ключ к духовному развитию здесь в том, чтобы спрыгнуть с этого желания «причинять» всем добро, которое способствует расцвету чувства довольства собой (кстати тут эгоизм недалеко проживает), и стараться быть лишь проводником Учения, принимая всё происходящее и извлекая нужный урок. Я не призываю извинять этими соображениями свою лень, однако рвать на себе рубашку с каятельными возгласами тоже не следует. Нужно просто принять это обстоятельство, сказать себе: «Да, я сегодня не сделал то, что мог бы сделать. Такие возможности упускать глупо, поскольку завтра их могут уже не предоставить». Далее следует согласиться с самим собой в неразумности подобного поведения и взять этот вывод как опору для завтрашних действий, а не тратить время на причитания. Потому что потом мы увидим, сколько времени мы потратили на самоуничжение, и станет нам ещё горше. Таким образом, уровень уловок Мары нельзя недооценивать. Найдется у него и на преподавателей йоги, как говорится, проруха. Просто помните об этом. Ничто не может быть негативным, пока вы в этом мире. Негативным это делает лишь наше иллюзорное видение, концепции в нашем уме. Мара является очень мощным помощником для продвижения на Пути духовном. Ведь кто знает, стал бы Будда Буддой, если бы уверенность его Пути не была вызвана той твёрдостью отказа от удовольствий, которую ему помог проявить именно Мара?
С глубокой благодарностью всем Великим Учителям трёх времен и всем существам, которые создают препятствия на Пути практиков!